«
»

Напитки, Разности

Чайная культура. Чайная практика

07.01.12 | Comment?

китайский зеленый чай

Чайная культура

Если верить китайским историкам, то китайская чайная культура насчитывает около 5 тыс. лет. И на протяжении всего этого времени чай и духовные практики, зачастую, были неразрывны и дополняли друг друга.

Далеко не случайна большая любовь буддистских монахов к этому напитку. И сам чай обязан им своему распространению по всему Китаю и за его пределы. А тем временем, монахи использовали его в своих медитациях, мотивируя это тем, что чай — проясняет сознание и очищает душу, а также не позволяет уснуть во время долгих медитативных бдений.

А японская чайная церемония и вовсе берет свое начало из ритуала японских адептов дзэн пить чай вместе со статуей первого патриарха дзэн-буддизма Бодхидхармы (яп. Дарума).

Эти и многие другие факты из истории чайной культуры свидетельствуют о том, что чай – не просто напиток, не часть повседневного приема пищи, а средство познания самого себя, развития своего существа – своего тела и духа, инструмент, посредством которого можно расширить свое сознание, одновременно концентрируясь в одной точке времени и пространства – здесь и сейчас.

Одним из ключевых моментов в достижении чайного состояния является само чайное действо, то есть то, что принято называть чайной церемонией.

Чайная церемония — это то соблюдение правил приготовления чайного напитка, и создание определенной внешней обстановки, в которой каждый участник чаепития будет чувствовать себя уютно, спокойно, в полной гармонии с окружающей действительностью, что будет способствовать наиболее полному погружению в состояние чая.
Помимо соблюдения внешних условий, важнейшим моментом является внутренняя настройка всех тех, кто собрался за одним чайным столом. Необходимо провести определенную внутреннюю работу с самим собой, сложность которой заключается в её простоте. Просто нужно направить внимание на свои ощущения, на ощущения физического тела и состояние духа, которые мы получаем от общения с чаем.

Таким образом, чайная культура — чайная практика включает в себя два аспекта:
1. направление внимания на своё физическое тело
2. направление внимания на своё душевное состояние, состояние духа

В дальнейшем, сливаясь, эти две составные части будут образовывать одно ощущение себя, без подобного разделения, так как они очень тесно взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

В результате такой практики приобретается способность «слушать» своё тело – отличать его естественные потребности от желаний разума и социального программирования, чувствовать его состояние и реакцию от потребления различных продуктов питания, а также от воздействия внешних факторов. Приобретая такую способность, можно самому научиться определять, «что такое хорошо и что такое плохо» для вашего организма, то есть – что приносит ему пользу, а что причиняет ему вред.

На духовном уровне также можно приобрести способность отслеживать состояния своей души, причину возникновения своих эмоций, чувств, понять мотивацию своих поступков и поведения в целом.
А можно просто расслабиться душой и телом, передохнуть от постоянной суеты большого города, набраться сил и снова продолжить свой путь.

Чайная практика состоит из следующих элементов:
1. школа чая
2. отслеживание внутренних состояний
3. чайная медитация
4. чайные беседы
5. расширение границ своих знаний
6. свободные чаепития
7. работа с телом

Теперь подробнее о каждом из них.

1. Школа чая
Прежде всего, нам нужно найти отправную точку, которая будет началом пути. Необходимо научиться «внимательному» общению с чаем, то есть уметь направлять своё внимание на его вкус, аромат, послевкусие и цвет настоя, научиться отличать свежие чаи от старых, наиболее качественный от второ- и третьесортного, узнать влияние качества воды на вкус напитка и пр... Также научиться самим готовить чай, чтобы самостоятельно прочувствовать и узнать всю алхимию, которая происходит при взаимодействии воды, чайных листьев, нашего внимания и состояния духа чайного мастера. Для этого нужно знать азы заваривания чая, получить как теоретический, так и практический опыт. То есть пройти то, что часто называют школой чая.

2. Отслеживание внутренних состояний
Постоянно в нас входят различные потоки информации. Убрав лишние, можем отследить, как влияет на нас каждая новая пиала (пин мин бэй) с чаем – что ощущаем вновь, а что остаётся неизменным. Поэтому следующий элемент направлен на распознавание, отслеживание ощущений, которые возникают во время чаепития. Это достигается посредством направления внимания на своё физическое тело и духовное (душевное, эмоциональное, чувственное, моральное) состояние.

3. Чайная медитация
Чайная медитация – это более глубокое продолжение второго элемента.

4. Чайные беседы
Важнейшей составляющей нашей жизни является общение. Все мы, как общественные существа, нуждаемся в нём в той или иной степени. Поэтому в чайной практике общение между участниками чаепития занимает значительное место. А в состоянии чая оно складывается, порой, самым необычным образом и никогда не знаешь наверняка, куда оно выведет, и какие истины откроет в следующее мгновение.

5. Расширение границ своих знаний
Как бы долго ни изучался тот или иной объект знаний, всегда есть люди, которые могут обогатить полученный опыт. В связи с этим, для развития и продвижения по Пути чая необходимы встречи с людьми знания из мира чая, музыки, духовных и физических практик, науки, религии и других областей.

6. Свободные чаепития
При всей выстроенности и чёткости чайной практики, чай всегда будет самым демократичным напитком, а китайская чайная церемония – самым гибким и одновременно самым последовательным способом его приготовления и пития. Чайное действо можно приурочить почти к любому событию, поэтому не грех абстрагироваться от каких бы то ни было практик, и просто попить чая, наслаждаясь его вкусом и ароматом. Но в итоге, настоящим гун-фу (мастерством) будет являться способность даже в простом чаепитии отслеживать все свои состояния. Ведь к этому и направлена данная практика – в любой момент времени и пространства чувствовать себя.

7. Работа с телом
Тело — инструмент сознания в осуществлении и реализации задач, необходимых для жизнедеятельности. Иными словами, сознание управляет телом, дает ему команды, в результате чего мы совершаем физические действия. Во время чайной церемонии происходит довольно много манипуляций с посудой, каждую из которых необходимо осуществлять осознанно, четко ощущая координацию движений тела и рук. Всё это приводит к точным, гармоничным движениям и, как следствие, к полному контролю и управлению процессом приготовления чая. На это направлены специальные упражнения работы с телом в чайной практике.
Каждый человек в любой момент времени находится в каких-либо состояниях. Но зачастую мы не можем почувствовать свое эмоциональное или физическое состояние, а тем более, управлять ими. Если вы садитесь готовить чай, то можете отследить свои физические ощущения и эмоциональные состояния в текущий момент здесь и сейчас. И пространство чайной доски будет служить тем зеркалом, индикатором, что покажет вам вас же самих.

Всем этим я хочу сказать, что китайский способ приготовления чая (китайская чайная церемония) может быть инструментом (путем) постижения и развития себя как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Для этого в школе чайного пути «Состояние Ча» применяют упражнения, которые позволяют через работу с чайной посудой, водой, чаем ощущать свое тело и добиваться гармоничных и точных движений во время заваривания чая. Медитативные и дыхательные практики направлены на распознавание ощущений тела, развитие способности более чутко и четко определять и чувствовать свои состояния. Но это только часть...

Автор: Андрей Арасланов, школа чайного пути «Состояние ЧА»


Метки:
Google+

«
»